Океанские волны вызывали благоговение у человечества на протяжении тысячелетий, и художники пытались изобразить их величие и власть в течение веков. Древнегреческие мозаики и фрески, изображающие торговые суда в бурных морях, монстров и богов Средиземноморья.
Петроглифы, высеченные на скалах древними гавайцами с волнообразными завитками, а также черепахами, каноэ и человеческими формами. В 1770-х годах английский художник Уильям Ходжес набросал изображения серферов, катающихся на волнах Таити во время третьего путешествия капитана Джеймса Кука по Тихому океану. И век спустя японский художник Кацусика Хокусай нарисовал Большую волну в Канагава - теперь один из самых культовых образов волны на планете.
Когда была изобретен фотоаппарат в середине 19 века, ранние фотографы пытались ухватить изображение океана, но эмульсии, используемые тогда на стеклянных пластинах не позволяли этого сделать. Однако в 1900-х компании как Eastman Kodak и Graflex совершили огромные технологические прорывы. Когда массовое производство камер сделало их доступными, первые изображения серфинга были, наконец, получены на пленку. Американский серфингист и фотограф Альфред Гарри младший считается первым человеком, который снял серферов на лайн-апе в 1910 году. Гарри изобразил беззаботное катание великого князя Каханамоку и других членов клуба Surf Hui Nalu на Вайкики. Позже он самостоятельно опубликовал первую в истории книгу о серфинге, «Сефреры Гавайев», в которой были напечатаны восемь его лучших фотографий.
В 50-х годах прошлого века с появлением досок из стекловолокна в Калифорнии начался золотой век серфинга. Его популярность стремительно возросла по всему миру, в результате его образовалась группка преданных серф-фотографов. Американцы Лерой Греннис, Бад Браун и Рон Стоунер увековечивали серфинг на спотах Малибу и Ренч, а Бэрри Сатерленд и Боб Эванс – в Австралии. Сотни других шли по их стопам в последующие десятилетия.
Спустя полвека серфинг и фотоискусство изменились до неузнаваемости. Сегодня, вследствие обилия серф-изображений в интернете, передовые фотографы понимают, что их творения должны быть действительно уникальными. Поэтому одни из них, как Крис Беркард, бросают протоптанные дорожки и отправляются далеко от дома – в Россию, Исландию. Другие же, вроде Тима МакКенна, ищут новые ракурсы и задействуют новые технологии на старых добрых брэйках.
Третьи, к примеру, Рассел Орд и Кларк Литтл, идут просто на рожон, сталкиваясь лоб в лоб с бешеными волнами спотов Зэ Райт и Ке Лки.
Теперь же в игру вступают и сами серферы, снимая свои собственные приключения на экшн-камеры типа GoPro, которая продается сегодня больше, чем у любого другого производителя. А благодаря популярности формата, мы в ближайшие годы увидим намного больше изображений океана с объективов POV-камер. Независимо от техник и способов, лучшие кадры гарантировано очаруют зрителя, как это было всегда.
По материалам журнала Carve