История сёрфинга началась в древней Полинезии: катание на доске было частью религиозных королевских ритуалов на Гавайях. Доски были сделаны из дерева, весили 70 кг и не имели плавников, что плохо сказывалось на их управляемости.

Для европейцев сёрфинг стал известен благодаря Марку Твену, который в 1872 году в книге «Налегке» описал этот вид спорта. Позже, в начале XX века, сёрфинг привезли в Америку, где он стал очень популярным.

Спортсмены начали поиск новых решений для усовершенствования катания, и первым делом изменения затронули доску: нужно было сделать такую конструкцию, чтобы она была лёгкой и манёвренной. Результатом кропотливой работы в 1930-х годах стала лёгкая полая доска с V-образной формой хвоста и плавником от сёрфера-новатора Тома Блэйка, которая называлась «Сигара Блэйка». Появление такой доски привело к тому, что сёрферы стали делать более крутые повороты и совершать долгие проезды по волне. В дальнейшем проходили и другие усовершенствования доски для сёрфинга: изменились материалы, появилось разнообразие форм и размеров. К 1950-м годам конструкция доски окончательно сформировалась. Современная доска для сёрфинга имеет базовые элементы, дизайном которых и определяются характеристики. Виды досок и для каких условий катания они нужны мы разбирали в статье " Какие бывают доски". А сейчас рассмотрим доску для сёрфинга и её анатомию более подробно.

Поверхность (дека/дно)

Если на сёрфборд посмотреть фронтально с верхней или нижней стороны, то увидим общие очертания доски, и они называются шейп (от англ shape – форма). Именно этой формой и определяются основные характеристики доски.

Измерять доски принято в английской системе мер – в футах и дюймах. Ширина измеряется в самой широкой точке, которая расположена посередине, хотя иногда бывает смещена. Ширина носа и хвоста измеряется в 12 дюймах от края. Большинство современных досок имеют ширину от 18 до 25 дюймов. Длина сёрфборда измеряется от кончика носа до хвоста.

Толщина

Толщина может меняться у доски от носа к хвосту и обычно сужается от центра к бокам. Основой измерения считают размер в самой толстой части. Чем доска толще, тем больше у неё плавучесть, на ней легче разгребаться, но сложнее поворачивать. Чем тяжелее сёрфер, тем толще должна быть доска.

Рейл

Контур поперечного среза доски для сёрфинга называется рейл. Это резкость перехода от дна доски к ребру, и она определяет плавность поворотов. Классические лонгборды обычно имеют закруглённые рейлы 50/50. Они помогают воде огибать и придерживать доску. На досках для больших волн рейл заниженный, который придаёт стабильность и устойчивость. Современные доски часто имеют переход в закругленности рейла от 50/50 до заниженного от носа к хвосту.

Рокер

Если положим доску на твёрдую ровную поверхность, то увидим, что у неё есть изгиб от носа к хвосту. Эта округлость профиля называется «рокер». Он разделяется на хвостовой и носовой, и обе величины важно учитывать при выборе доски, так как они обе влияют на поведение доски. Плоский носовой рокер придаёт плавучесть и лёгкость при разгребании, но замедляет повороты. Изогнутый хвостовой рокер помогает делает эффектные резкие повороты, но отрицательно влияет на скоростные характеристики.

Стрингер

Деревянная центральная ось, вклеенная в пену, называется стрингер. Она идёт от хвоста до носа по центру доски и нужна для прочности. Иногда доски не имеют стрингера. Например, эпоксидные доски технологии «сэндвич» имеют многослойное прочное покрытие, которое выполняет роль экзоскелета. А некоторые доски делают с двумя или даже тремя стрингерами, что повышает прочность, сломать такую доску сложнее. Это нужно, например, для лонгборда, на котором катаются на больших волнах.

Нос

Нос это передняя часть доски, которая влияет на стабильность и повороты. В основном бывает круглый и острый, между этими двумя крайностями есть много вариантов. Широкий закруглённый нос характерен от малибу до лонгборда, он добавляет доске стабильности и позволяет легче разгребаться. У шортбордов, как правило, нос острый. Такая облегчённая передняя часть помогает сёрферу делать резкие повороты.

Хвост

Самая важная деталь доски, которая определяет манёвренность – это хвост. Существует большое количество вариаций дизайна хвостовой части. Разобраться в таком многообразии помогает общий принцип: широкий квадратный хвост даёт скорость, хорошо подталкивается волной, но с ним сложнее входить краем доски в стенку волны. На доске с широким хвостом удобнее кататься на маленьких волнах. Узкий хвост помогает делать повороты и плавно резать стенку, но замедляет скорость проезда. Такой хвост подходит для больших волн, когда мощности волны хватает сёрферу для нужной скорости. Все промежуточные варианты формы хвостов сёрфбордов определяют соотношение скорости и поворотливости.

Для сёрфера важно понимать, как работают отдельные детали его доски, и для каких условий катания они больше подходят. Это важно для определения того, как будет вести себя доска в воде и для каких целей она нужна. Нюансы строения сёрфборда приходят с опытом, но базовую теорию анатомии доски советуем изучать и новичкам.

Приглашаем тебя присоединиться к нашим ближайшим сёрф-поездкам
Приходи на тренировки в Москве!

Хочешь узнать больше о сёрфинге?

Приходи на открытую встречу о сёрфинге, волнах и захватывающих путешествиях, знакомься с единомышленниками и планируй свой путь на океан вместе с командой Surfway
offline в москве

Присоединяйся к нашим тренировкам в Москве

Мы поможем определить твой уровень, выстроим маршрут тренировок и подготовим тело к сёрфингу на океанских волнах